Все объекты по категориям

Новый павильон станции метро «Горьковская» (Санкт-Петербург)

Старый вестибюль являлся типовым для станций Ленинградского метрополитена, открытых в хрущёвскую эпоху (аналогичен вестибюлям станций «Парк Победы», «Электросила», «Фрунзенская»). Он представлял собой приземистое цилиндрическое здание с куполом и застеклёнными входами, построенное по проекту архитекторов Арона Гецкина и Валентины Шуваловой. Козырёк над входом после трагедии на станции «Сенная площадь» был укреплён специальными подпорками.

Новый павильон станции, возведённый в 2009 году, — круглое в плане одноэтажное строение. Проект нового здания был выполнен ООО «СУАР. Т-проект». 27 марта 2009 года его поддержал градостроительный совет. Площадь павильона увеличилась в три раза. Как и старая постройка, для предотвращения затопления в связи с близостью реки Невы новый вестибюль находится на возвышении.

Благодаря российским строительным технологиям с 2009 года метро Санкт-Петербурга имеет станцию с настоящим космическим оформлением. Этой станцией является «Горьковская», которую в народе называют «Летающей тарелкой». Свой сегодняшний вид она приобрела после реконструкции 2008-09 годов. Купол павильона украшен крайне необычной композицией — красивой зарождающейся планетой ярко-розового цвета, имеющей кратеры. Разработчики композиции называют ее Луной. На одной из стен подземного зала можно увидеть портрет писателя Максима Горького, в честь которого и названа станция. Недалеко от станции находится отель Бенуа.

Соавтор представленной концепции архитектор Александр Супоницкий отрекомендовал работу ООО «Суар. Т-проект» как «образ транспортного решения XXI века». Эксперты градсовета расширили ассоциативный ряд, каждый из двух представленных вариантов архитектурного решения обрел свои эпитеты: сравнивали их и с летающей тарелкой, и с дамской шляпкой, и даже с пивным балаганом. 
Но, как известно, чтобы заручиться поддержкой общественности, ее стоит сначала как следует напугать куда более худшим вариантом. Напомним, ранее компания «Адамант» намеревалась прирастить вестибюль стеклянным торговым комплексом высотой до 20 метров. Но защитники культурного наследия, выстроившие грамотную оборону исторических панорам, добились вмешательства прокуратуры. Надзорное ведомство установило, что уже согласованные профильными комитетами Смольного объемно-пространственные и архитектурные решения, выполненные ООО «Адамант-проект», предполагают освоение не только пятна землеотвода метрополитена, но и выходящих за ее пределы территорий, относимых к Александровскому парку — «что может привести к нарушению целостности и сохранности памятника». И направила в адрес руководителей КГА и КГИОП прокурорское предостережение «в целях недопущения нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия при реконструкции станции метро «Горьковская». После того, как инвестору, образно выражаясь, дали по рукам, ему стало «не интересно» ввязываться в это дело, и «Адамант» отказался от притязаний на освоение этой территории. 
Как признает теперь глава ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин, «мы пытались какое-то время взаимодействовать с инвестором. Но, к сожалению, он решал свои задачи, и его предложения абсолютно не соответствовали архитектурной концепции территории. В августе прошлого года с ним пришлось расстаться». 
Новый вариант вестибюля будет выше существующего лишь на 1,9 м — и это уже вызывает дружный вздох облегчения. Хотя, как полагает председатель петербургского отделения Союза архитекторов Владимир Попов, такая архитектура неуместна при въезде на Петроградскую сторону, но была бы прекрасна «где-нибудь на Бухарестской улице». 
Однако Владимир Гарюгин, напротив, надеется, что этот проект станет типовой разработкой, а заложенные в нем архитектурные решения найдут применение в различных районах города. Желание сэкономить на дальнейшем проектировании очередных станций понятно. Однако едва ли то, что уместно в Купчине, прилично в историческом центре. 
Градсовет, в целом одобрив эскизный проект, рекомендовал разработчикам доработать «тарелку», избавив ее «от излишней гламурности» — после чего еще раз представить на суд экспертов. 


Связанные товары